Беспилотные технологии на горизонте: представлен новый фотореалистичный симулятор NavioSim
Развитие беспилотного транспорта: презентация нового симулятора NavioSim
На фоне обсуждений правового статуса автономного транспорта в России, разработки беспилотных технологий продолжают стремительно развиваться. Ранее мы сообщали о старте коммерческой эксплуатации беспилотных грузовиков на трассе М-11, а также о тестировании беспилотных такси, инициированном компанией Navio (ранее известной как «Сберавтотех»). На днях представители Navio представили свою новую инновацию — фотореалистичный симулятор под названием NavioSim. Каковы цели его разработки и в чем его уникальность?
Также стоит напомнить, что основа беспилотных автомобилей включает:
1. Набор сенсоров (камеры, радары, лидары);
2. Систему определения местоположения (карты, геопозиционирование);
3. Управляющие элементы (для выполнения маневров);
4. Программное обеспечение (алгоритмы для навигации и принятия решений).
Самая сложная задача из перечисленных — это создание алгоритмов. На сегодняшний день большинство из них разрабатывается вручную, что делает невозможным полное покрытие всех дорожных ситуаций, возникшая проблема известна как Long Tail. Для её решения Navio интегрировала генеративный искусственный интеллект GenAI, использующий VLA-модели (Vision-Language-Action), что позволяет комбинировать восприятие, прогнозирование и принятие решений для адаптации к новым сценариям.
Однако некоторые дорожные ситуации по-прежнему остаются за пределами баз знаний ИИ, даже после миллионов тестовых километров. В этой связи NavioSim стал решением, способным воссоздавать ситуации на дороге в виртуальной среде.
Среди ключевых особенностей симулятора можно выделить его высокую детализацию и возможность создания многочисленных сценариев, включая уникальные условия. Это ускоряет процесс разработки и повышает безопасность автоматизированных систем.
NavioSim предлагает три уровня тестирования:
- SIL (Software-in-the-Loop) — тестирование алгоритмов в контролируемой среде;
- HIL (Hardware-in-the-Loop) — оценка взаимодействия программного обеспечения с аппаратным обеспечением в различных условиях;
- VIL (Vehicle-in-the-Loop) — имитация сложных сценариев для автомобиля с передачей данных на его датчики.
Симулятор использует как данные от реальных проездов, так и создаёт синтетические ситуации с помощью графического редактирования. Показатели скорости адаптации беспилотников к реальным условиям станут ясны в будущем. Также стоит отметить, что помимо программных инноваций, ведутся работы над "железом", например, демонстрация новинок для очистки камер автомобилей.