Резкое снижение продаж, отрицательные показатели и убытки в транспортной отрасли. Ситуация в комтрансе ухудшается...
Кризис на рынке коммерческого транспорта: средний и тяжелый сегменты переживают спад
На фоне активного обсуждения рынка пикапов и легкого коммерческого транспорта (LCV) стоит обратить внимание и на проблемы среднетоннажных и тяжелых автомобилей. Об этом стало известно на пресс-конференции ассоциации РОАД, прошедшей в столице 4 декабря с лозунгом: «Кризис рынка коммерческого транспорта». Вице-президент ассоциации Виталий Киселев отметил, что за последние десять лет наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению числа среднетоннажных автомобилей (MCV) на дорогах. С 2016 года по 2025 год их количество сократилось на 25% — с 2,3 млн до 1,727 млн. Средний возраст машин также увеличивается, и сейчас он достигает почти 28 лет. Лидируют в этом списке самосвалы и спецтехника, проехавшие в среднем 32 года. Многие компании вынуждены использовать даже советские автомобили, так как в удаленных регионах все чаще встречаются машины типа ЗИЛ.
Вторую тему освятил представитель дилера «Глобал трак сервис», Максим Шишко, который поделился данными по рынку тяжелой техники. По его словам, за последний год доля китайских производителей на этом сегменте сократилась до 53%, тогда как российские компании увеличили свою долю до 38%. Однако общее количество сделок упало практически на половину. В ноябре произошел заметный спад, который продолжится и в декабре. Прогнозы на 2025 год не выглядят обнадеживающе: согласно оценкам, в лучшем случае будет продано 46 тысяч тяжелых грузовиков. Хуже всего рынок чувствовал себя только в кризисные годы 2009, 2014 и 2015.
2023 год стал пиковым для потока тяжелых грузовиков, когда продажи достигли 125,7 тысячи единиц. Однако уже в следующем году на складах выявился избыток продукции из-за несогласованности заказов с реалиями рынка. В результате участники были вынуждены снижать цену до убыточных уровней, что сильно подорвало их финансовую стабильность. Неподтвержденные объемы китайских грузовиков, которые продолжают ожидать отгрузки в Россию, только усугубляют ситуацию. Несмотря на потенциал низкой цены, проблемы с лизингом и кредитами негативно влияют на спрос и обновление автопарков.
При этом ключевые игроки на китайском рынке, по мнению участников конференции, принялись активно снижать цены, поддерживаемые дотациями от своих материнских компаний. Такое жесткое конкурентное поведение привело к тому, что обе стороны вынуждены были работать в убыток. Из-за роста задолженности перевозчиков они не могут обновлять парк, оставаясь на старых машинах.
Шишко также отметил, что на складах застряли почти 14 тысяч машин, которые не могут быть проданы. Это втягивает рынок в еще большую стагнацию. Российские производители тяжелых автомобилей в таких условиях также находят трудности в поиске клиентов. Прогнозы же на ближайшие годы для сегмента HCV остаются мрачными — стабильные объемы продаж, вероятно, не превысят 4 тысяч машин в месяц, что значительно ниже прежних показателей.
Лидером продаж остаётся российский КАМАЗ, который за 11 месяцев реализовал 12,6 тысячи автомобилей с долей в 30,1%. На втором месте Sitrak с 16,4%, затем следуют Shacman (10,5%) и FAW (9,2%), а отечественные Ural и Valdai занимают более скромные позиции.